«Хочу рассказать о хорошем человеке – ветеране Великой Отечественной войны Михаиле Осипове. Таких людей, героически сражавшихся там, куда их посылала Родина, нельзя предавать забвению», – пишет в своем письме в редакцию «районки» Мария Цик, ветеран войны и труда.
«Михаил Осипов – офицер Советской Армии, подполковник, командир партизанского отряда «Вперед», действовавшего в Словакии (партизанская кличка «Морской»). В начале войны он, офицер черноморского флота (отсюда и кличка), принимал участие в обороне Севастополя. Будучи раненым, он попал в плен. В августе 1943 г. бежал из плена в г. Киев, где стал командиром роты в партизанском отряде майора Грабчака. Спустя год, в день восстания словацкого народа против немецкой оккупации, в качестве командира группы из 30 человек Михаил Петрович был заброшен из Киева в Словакию для подрывной работы, в помощь восставшим. Так образовался партизанский отряд «Вперед», который был расквартирован высоко в горах «Низке Татры», в деревушке Калиште (ее ребята звали «Маленькой Москвой») в р-не Бонска Быстрица.
Мне, как партизанке, суждено было попасть в этот отряд в качестве разведчицы, т.к. из ребят никто не имел словацких документов и не знал языка. А я уже тогда хорошо владела словацким языком и имела подлинный словацкий паспорт на фамилию Гончарова. Отсюда и знаю этого замечательного человека. Как командир, он был строг, требователен и справедлив, но при этом был, как говорится, «рубаха-парень»: простой, веселый, жизнерадостный, относился к ребятам с уважением, но за провинности строго карал. Его, как человека умного, правдивого, незаносчивого, все ребята очень любили. Ко мне относился по-отечески тепло и уважительно. Ребята тоже относились ко мне доброжелательно, с уважением, ласково называли сестричкой, любили слушать мои песни под гитару. Об их работе известно мало. Знаю только, что ребята группами ежедневно уходили на задание, где-то что-то взрывали (для этой цели и были заброшены). После каждой проведенной ребятами операции командир их благодарил, жал руку. Значит, они действительно занимались серьезным делом.
Задания ребятам, в основном давал командир, иногда – комиссар отряда Григорьев Григорий Павлович. У командования по рации была постоянная связь с большой землей (так в войну называли тыл).
Мне известно, что командование отряда вызвало по рации авиацию, чтобы бомбить места, указанные на карте разведкой, а также места, которые были недоступны ребятам для уничтожения. Кстати, несколько раз немцы попытались нас из деревушки выбить, но нам удавалось ее отстоять. С военной техникой немцы не могли нас атаковать из-за крутого склона горы, покрытой густым ельником и можжевельником…
В марте 1945 г. наш отряд соединился с действующей армией. Штабом партизанского движения г. Киева всему отряду был предоставлен отдых в словацкой деревне (названия не помню), затем – месячный отпуск с поездкой на родину в г. Киев. Там мы и встретили Победу. Наш командир Михаил Осипов был представлен к званию «Герой Советского Союза». Правительством Словакии он был награжден орденом «Боевой крест». Также Михаилу Петровичу было присвоено звание «Почетный гражданин города Бонска Быстрица».
Вот и все, что мне удалось вспомнить.
P.S. В 1990 г. мы с мужем были проездом в Ростове-на- Дону, где жил после войны Михаил Осипов с семьей, и разыскали его. Ну, что сказать? Мы трое: он, его жена Валечка и я – долго стояли, обнявшись, рыдали… Весь день не могли наговориться, вспоминали ребят, многих из которых в то время уже не было в живых. На вокзале мы тепло попрощались; потом переписывались, а когда развалился Союз, переписка оборвалась…»