Мария Бардашевич родилась и почти всю свою жизнь прожила в д. Кочищи, где на протяжении нескольких веков жили ее предки. У ее отца, Демьяна Рабчинского, было восьмеро детей (Мария самая младшая).
– Мать моя умерла рано, – рассказывает Мария Демьяновна. – Когда ее хоронили, отец меня и сестер усадил на крышку гроба, так как идти нам было трудно по раскисшей дороге. Через некоторое время в нашем доме появилась мачеха. Я ее сразу же стала называть мамой, так как она была женщиной доброй, жалела нас, как и своих родных детей. Она была работящей, хозяйственной, многому меня научила…
С малых лет мы помогали по хозяйству, трудились в поле и на огороде. Жили мы в дедовом доме (на этом месте, где и сейчас мой дом стоит). С нами проживали бабка и дед. Наша семья была очень бедной, поэтому, наверное, одной из первых вступила в колхоз.
Когда была организована Коммуна, отца послали туда бригадиром. Но, видимо, коллективное хозяйствование с самого начала не заладилось – коммунары голодали. Нашу большую семью спасал от голодной смерти старший брат Вася, который работал в Ельске, в торговле. На выходные он приходил домой и приносил мешок хлеба. Мы ели хлеб с водой – и выжили. Вскоре моя мама-мачеха уехала в Мелешковичи, а отец с малолетними детьми вернулся в Кочищи. Отца моего избрали председателем колхоза. Нашей семье колхоз выделил корову. Когда старшие братья и сестры были на работе, все хозяйственные хлопоты ложились на мои детские плечи.
Отец мой и в Шарине председательствовал, три года возглавлял колхоз «Чырвоны араты». В те времена руководитель хозяйства работал наравне со всеми: пахал землю, косил, слаживал сено в стога… За высокий урожай картофеля на колхозных полях отца делегировали на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку в Москву (ВДНХ).
Из Шарина я ходила в школу в Ремезы. Иногда отец меня и других детей (всего пять шаринских детей ходили в школу) подвозил на колхозных лошадях. В то время я сильно болела, ходить не могла. И меня одна женщина вылечила горячим хлебом. Свежеиспеченный хлеб, только что вынутый из печи, она прикладывала к моим больным ногам.
Училась я хорошо. В качестве поощрения меня в числе лучших учеников возили в Ельск, в кино. Для нас это было настоящим событием.
Потом моего отца перевели председателем колхоза в Некрашовку, а незадолго до начала войны он работал заместителем председателя колхоза в Кочищах. Хозяйство у нас тогда было большое, и мне тяжело было одной с ним справляться (старшие мои братья и сестры в то время уже работали, некоторые уже имели свои семьи). Я написала письмо мачехе, в котором попросила ее вернуться к нам – и она приехала… Перед войной жить стало немного легче.
Когда началась война, братья мои ушли на фронт. Отец эвакуировал колхозное стадо коров под Воронеж. Пока он добирался домой, наш район оккупировали немцы…
Смертоносный вихрь войны, внезапно ворвавшийся в мирную жизнь советских людей, закрутил в свою воронку и близких Марии Демьяновны. Ее братья сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Младший из братьев – Петр Рабчинский – геройски погиб в 1941 году при обороне Москвы. Старшую сестру вместе с двумя ее детьми фашисты замучили в Жуках вместе с сотнями мирных жителей Ельского и соседних районов. Отца, советского активиста, связного Кочищанского партизанского отряда, схватили и после жестоких избиений расстреляли на глазах у односельчан. До сих пор с болью в сердце вспоминает Мария Демьяновна окровавленное лицо отца, которого провели мимо нее по деревне. Сколько боли, отчаяния было в сердце девушки, осознававшей свое бессилие, невозможность помочь родному человеку!
Старшая сестра Анна была первым секретарем Ельского подпольного райкома комсомола. Благодаря ей были созданы подпольные комсомольские организации в Ельске, Богутичах, Кочищах, Движках и других деревнях.
Активное участие в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами принимала и Мария Демьяновна. После гибели отца она вместе с сестрой Екатериной ушла в партизанский отряд, где сначала обе сестры помогали по хозяйственной части. Затем Мария после прохождения медицинских курсов (доктор Галицкий в партизанском отряде организовал курсы медсестер) стала партизанской медсестрой, участвовала во многих боевых операциях. Она спасла не одну человеческую жизнь.
Жанна Найман
в какое жуткое время жили люди, но радовались даже куску хлеба! А сейчас?! Все есть, да ничто нашу молодежь не радует, кроме компьютеров и секса.