Запуганная войной юность

Общество

Подойдя вплотную к 90-летнему юбилею, Анна Козел, жительница д. Медведное Скороднянского сельсовета, все чаще вспоминает свою запуганную войной юность. Столько страха натерпелась она в годы войны, что до сих пор по ночам вздрагивает.
Анна-Козел
Родилась Анна Иларионовна в д. Лукавцы в 1924 году. В семье ее отца было 9 детей. Ей, как старшей в семье, приходилось не только помогать матери и отцу по хозяйству, но и нянчить своих младших братьев и сестер. Перед войной Аня окончила 4 класса и пошла работать: три года носила почту по окрестным деревням. А во время войны была санитаркой – оказывала первую медицинскую помощь односельчанам и жителям соседних деревень.

Отца ее и брата Ивана мобилизовали в первые дни войны – больше их родные не видели. Рядовой Чечко Иларион Федорович (1901 г.р.) и его сын Иван (1922 г. р.) пропали без вести. Где они погибли, где похоронены, никто не знает.

В Лукавцах гитлеровцы не стояли, но заезжали часто. Как только на дороге появлялись вражеские мотоциклисты или грузовики, люди бросали все и убегали в лес. До сих пор Анна Иларионовна с дрожью вспоминает, как гитлеровцы и полицаи хватали молодых людей для угона в Германию. Ей удалось избежать немецкой каторги благодаря матери, приписавшей ей два лишних года (в Германию брали молодежь 1922 – 1924 г.р.).

– Мама моя и бабушка пекли хлеб для партизан (муку партизанские связные по ночам приносили), а я носила его в лес, где прятала в тайнике, – рассказывает Анна Иларионовна. – Недалеко от нашего дома жил староста, и каждый раз я испытывала жуткий страх, проходя мимо его дома с корзиной хлеба для партизан.

Одно время в нашей деревне стоял партизанский отряд. Меня командир отряда просил сходить в Синицкое Поле и узнать, сколько там немцев и полицаев. При подходе к деревне и в самом селе меня несколько раз обыскивали полицаи. Ох, и страху я натерпелась тогда! А однажды меня остановили немцы и стали спрашивать про партизан. Немецкий офицер ударил меня плетью, угрожал пистолетом, но я сказала, что не знаю, где партизаны.

В июле 1942 года фашистские каратели учинили бесчеловечную расправу над мирными жителями нашего района. Горели одна деревня за другой. Копанку, Круглое, Заболотье сожгли вместе с людьми, не пощадив ни детей, ни стариков. Когда в Лукавцах увидели пылающие дома в соседних деревнях, жители, оставив свои дома, убежали на болото.

– Мы прятались в густых зарослях, – вспоминает Анна Иларионовна. – Сидели в болотной грязи, спасаясь от смерти. Нашу деревню сожгли дотла – ни одной постройки не оставили. В лесу, на болотных островках люди строили шалаши, рыли глубокие землянки. Но нигде мы не чувствовали себя в безопасности. Над лесом постоянно кружились немецкие самолеты, сбрасывали бомбы и обстреливали из пулеметов. Каратели с собаками прочесывали леса и болота. Помню, на наш лагерь беженцев нарвались мадьяры – люди бросились врассыпную. Я схватила брата Колю (своего младшего братишку я всю войну на плечах проносила) и бросилась бежать вслед за мамой, окруженной детьми, и бабушкой. Когда пришлось переходить речку вброд, я больше всего переживала за маму, у которой на руках было двое детей.

В тот день мадьяры разгромили наш лагерь и убили ребенка, оставленного в люльке. Не дай Боже еще раз пережить подобный ужас!

В этом году, спасибо нашему председателю сельсовета Ивану Случичу, я побывала на мероприятии, посвященном 70-летию освобождения нашего района от немецких оккупантов. Спасибо организаторам этого замечательного праздника и всем, кто помнит и чтит погибших в годы войны. Нельзя их забывать!

И после войны жилось нам несладко. Как вспомню, что пахала на маме и бабушке, впряженных в плуг, слезы сами по щекам катятся. Но колхоз мы восстановили.

Замуж я вышла в Медведное. Муж мой работал гуртоправом (скот закупал). Я двадцать четыре года проработала животноводом на откорме телят. Мы оба были коммунистами, в колхозе трудились на совесть.

За хорошую работу меня наградили орденом Трудового Красного Знамени. Много у меня Почетных грамот, нагрудных знаков «Победителю социалистического соревнования» и других наград.

Жизнь я прожила хоть и трудную, но интересную. Хочется пожелать молодому поколению ценить мир на земле, уважать труд и самим как можно лучше работать на благо родной страны.

Жанна Найман



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *