Тамара Ефимович, уроженка д. Корма, о трагедии своей семьи знает лишь со слов бывших односельчан. В годы Великой Отечественной войны фашисты расстреляли ее мать Ксению, тетю Надежду и дядю Алексея. Отец Александр Радкевич погиб на железнодорожной станции в г. Ельске (подробностей его гибели никто не знает). Ее и брата Владимира, а также двоюродных сестер Марию и Лидию вырастила бабушка – Анна Ивановна Лапа.
– Бабушка, Царствие ей Небесное, – мой ангел-спаситель. Благодаря ей я живу на белом свете, – рассказывает, не сдерживая слез, Тамара Александровна. – Каждое утро я просыпаюсь со словами благодарности к ней, смотрю на ее портрет и плачу. Она спасла от неминуемой гибели меня, брата Володю (его уже нет в живых), сестер двоюродных Лиду и Марусю. Она вырастила нас, выучила и даже свадьбы нам справила. Брат – Владимир Александрович Радкевич – окончил Мозырский пединститут, работал учителем, был директором Роза-Люксембургской средней школы. Пока он был жив, всегда помогал мне и дочерям моим.
О страшной трагедии, которая произошла в 1943 году, я мало что знаю. Бабушка старалась не вспоминать о том черном дне. Люди рассказывали, что полицаи сначала схватили тетю Надю (она в положении была) с дочерьми и мужем – Алексеем Тимофеевичем Титенко, потом мою мать с детьми (мне тогда чуть более двух годиков было, а брат на лет шесть старше). Потом нас, детей, отпустили – люди выпросили. А родителей наших после пыток и страшных избиений расстреляли. Говорили, за связь с партизанами. Похоронили маму и тетю Надю с дядей Алешей на кладбище в Корме. Когда их хоронили, бабушка чуть с ума от горя не сошла, на коленях ползала, обнимала родные тела… В один миг она потеряла двух дочерей и зятя.
В том же 1943 году фашисты сожгли и деревню нашу. После войны пришлось все отстраивать заново… Трудно было, но бабушка нас не бросила, не отдала в детский дом, старалась изо всех сил на ноги поднять. Сама недоедала – нам последний кусок отдавала. А помощи ниоткуда не видела. В Корме, кроме нас, у нее родных никого не было…
В деревне ее называли бабкой Лапихой. Была наша Анна Ивановна удивительно доброй и сильной женщиной. Лечить умела (испуг у детей шептала), в целебных травах хорошо разбиралась… – она многим помогла.
Всю жизнь проработала в колхозе и дома хозяйство – корову, свиней, кур…– держала.
Помню, хатка у нас была маленькая, печка сильно дымила, а сарая не было. Первое время поросенка под открытым небом держали, лишь спустя какое-то время появились у нас во дворе хозяйственные постройки. Сызмала мы помогали бабушке по хозяйству. Сено корове заготавливали на болоте, по топи вязанки носили… Ох, и тяжелы были наши детство и юность! Немало хлебнуло горя наше поколение.
Тамара Александровна рано вышла замуж. Правда, и в замужестве пришлось ей несладко. Но, несмотря ни на что, она вырастила трех замечательных дочерей, помогла им получить образование, а сейчас по мере сил и возможностей старается и внукам помочь (у нее семеро внуков и четыре правнука). Младшая Нина живет в Ельске, средняя Галина – в Мозыре, старшая Елена – в Островце. Лет восемь назад дочери купили родителям квартиру в Ельске (а до этого они жили в родной Корме, трудились в колхозе). Однако судьба распорядилась так, что обживать новую квартиру пришлось одной Тамаре Александровне (муж ее умер в тот же год, когда они переселились в Ельск). К своей вдовьей доле она отнеслась спокойно. На жизнь свою почти не жалуется, хотя и здоровье подводить стало. А вот судьбу-злодейку простить не может: за что ей она столько бед и испытаний отмерила?!
Жанна Найман