У каждого населенного пункта, как и у человека, есть своя история – правдивая и достоверная. Я родилась и прожила всю жизнь в Ельске, здесь жили мои деды и прадеды. И я с уверенностью могу сказать, что история нашего города неразрывно связана с историей православного Храма.
Еще мой дедушка рассказывал такую легенду: «Когда-то на месте Ельска был смешанный лес, в котором густые ольшаники чередовались с березовыми рощицами, а цветочные поляны с непроходимыми болотами. В помещичьи имения, расположенные в полусотне и больше верст от уездного города Мозыря, вдоль этих мест проходили проселочные дороги.
Однажды в яркий летний день проезжал здесь богатый пан с юной красавицей дочкой. И когда они подъехали к небольшой возвышенности, на которой росли пирамидальные тополя, паненка воскликнула: «Ах, папа, посмотри, какое красивое место!» Серебристые верхушки тополей уходили в небесную высь и издали напоминали шатрообразные православные храмы.
«Да, хорошо, дочка! Быть на этом месте церкви», – сказал пан. И вскоре на возвышенности появилась деревянная церковь, окруженная пирамидальными тополями. Говорят, построили ее местные мастера без единого гвоздя. Топоры в руках искусных плотников творили чудеса. Изнутри каждая дощечка была отполирована до блеска.
Вскоре вокруг церкви выросло село, которое на протяжении нескольких веков называли никак иначе, как «местечко». (Да и сейчас иногда можно услышать, как старые люди говорят: «Пойду на местечко»). Так вот местечко, где была построена церковь, пан велел назвать в честь своей дочери – Каролин».
Ельском наш город стал в советское время. Но еще долго люди называли его Каролин.
А вот Николаевкой, или как там еще, наш населенный пункт никогда не назывался. Сколько себя помню (а мне скоро 80 будет), а также от отца и деда слышала, что у моего родного города было только два названия – Каролин и Ельск.
И еще один важный факт. Когда во времена безбожья рушили церкви и жгли иконы, в Ельской церкви был устроен продовольственный склад, где ханили мешки с зерном. А всю церковную утварь ельчане спрятали в церковных пристройках. И надо отдать должное местным жителям, сохранившим все в целости. Когда во время войны церковь открыли, все иконы и предметы культа вернули на свои места. Церковь Святой Живоначальной Троицы всегда была символом нашего города-местечка.
Раиса Сивчук, г. Ельск