Бывших учителей так же, как и бывших музыкантов, не бывает. В д. Роза Люксембург все хорошо знают и глубоко уважают учительницу Марию Вербицкую, отдавшую школе почти 40 лет своей жизни, научившей белорусскому языку ни одно поколение розалюксембурцев. Славится Мария Леонидовна и своими глубокими познаниями в краеведении: об истории родного края она может рассказывать часами.
– Когда-то наша деревня называлась Алеское, – рассказывает местный краевед, – и жили в ней в основном немцы, первопоселенцы этих мест. А появились они здесь еще в ХIХ веке. Представители одного из просвещеннейших европейских народов, по свидетельствам некоторых исторических источников, были привлечены в наши места для окультуривания земель. Переселенцы из Германии жили по хуторам: в Анзельмановке жило семейство Анзельман, в Цильке – Цильке, в Наймановке – Найман, в Ренцовом – Ренца; были хутора Гоппе, Япса и др. Со временем немецкие поселения (колонии) слились с деревней Алеской, где проживали белорусы и украинцы.
В Алеской до революции были немецкие мельницы, маслобойни, крупорушки, кузницы, бондарни… Немцы занимались ремесленничеством, земледелием и животноводством. Славились своим мастерством столяры, кузнецы, бондари, ткачи, портные, парикмахеры… Из Германии присылали книги, газеты и журналы. Была и лютеранская церковь, где службу вел священнослужитель, вызванный из Германии.
Чтобы сохранить свою национальную самобытность, немцы разговаривали между собой только на немецком языке, хотя хорошо знали и местное наречие. До Великой Отечественной войны в Алеской было две школы – немецкая (в бывшей усадьбе Наймановка) и белорусская. Местные жители – белорусы и украинцы – переняли немецкие обычаи и даже язык. Например, моя мама знала много немецких слов, которые бойко использовала в разговоре с немцами. А сегодня у нас немецкий язык можно услышать только на уроке в школе…
(Продолжение читайте в ближайших номерах газеты «Народны голас»)
Жанна Найман