Часто возникает вопрос, что должен знать потребитель о защите своих прав при покупке товаров, при выявлении брака в приобретенной вещи уже после покупки. Комментарий по данному вопросу дает уполномоченный по защите прав потребителей, главный специалист отдела экономики Ельского райисполкома Дмитрий Герасименко.
– Во-первых, необходимо знать, что на сегодняшний день защита прав регламентируется основными нормативно-правовыми актами. Это Гражданский кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» № 90-З от 09.01.2002 г., Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах защиты прав потребителей» № 26 от 14.01.2009 г., Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей».
Во-вторых, потребитель имеет право на надлежащее качество и безопасность товаров, надлежащую комплектность, надлежащее количество товара; своевременную необходимую и достоверную информацию о товарах, также об их изготовителях (продавцах, поставщиках); свободный выбор товаров; обмен или возврат (в течение четырнадцати дней с момента приобретения) непродовольственного товара надлежащего качества, не бывшего в употреблении. Исключение составляют непродовольственные товары надлежащего качества, не подлежащие обмену и возврату согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 г. № 778.
Требование потребителя о возврате денежных средств подлежит удовлетворению продавцом незамедлительно или в течение 7 дней. За нарушение данного срока продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1 % цены товара, установленной на день реализации товара.
Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований об обмене или возврате товара надлежащего качества.
Продовольственные товары надлежащего качества обмену и возврату не подлежат:
В случае приобретения товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, в течение гарантийного срока или срока годности, а в отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, либо гарантийные сроки составляют менее двух лет – в течение двух лет по своему выбору потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены товара; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов по устранению недостатков товара; расторжения договора розничной купли-продажи и возврата уплаченной за некачественный товар денежной суммы. Указанные требования подлежат удовлетворению продавцом незамедлительно или в течение 7 дней (при заявлении требований об уменьшении покупной цены, возмещении расходов по устранению недостатков товара, возврате денег), или в течение 14 дней (при заявлении требований о замене недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, безвозмездном устранении недостатков, а также при необходимости проведения экспертизы). Потребитель вправе возвратить товар ненадлежащего качества без потребительской тары (упаковки).
Возмещается в полном объеме убыток, вред, причиненный вследствие недостатков товара, недостаточной и недостоверной информацией о товаре.
В третьих, государство обеспечивает потребителям защиту их законных интересов через уполномоченные государственные органы в пределах их компетенции, а также суд.
Александр Смоляр