На восемь «живых» единоличных хозяйств в Ульяновке осталось две коровы. Пожилым людям (а в Ульяновке живут в основном пенсионеры) трудно вести крестьянское хозяйство, но все же они, как только наступает весна, по-прежнему трудятся на своих приусадебных участках. А Лидия и Дмитрий Герасименко, как и прежде, держат корову, коня, свиней… – то, что составляет основу безбедной крестьянской жизни.
– Так уж устроены мы, – рассуждает Лидия Нестеровна, – без работы жить не можем. Как втянулись смолоду, так до сих пор и тянем лямку… Хоть тяжело, да бросить жалко: привыкли мы к хозяйству. Да и как же сегодня без коровы, свиней… – вон какая дороговизна кругом!
Большое хозяйство супруги Герасименко держали всегда, даже тогда, когда оба работали. Лидия Нестеровна, коренная ульяновчанка, после замужества работала в колхозе: коров доила, телят доглядывала… Затем восемнадцать лет почту носила.
– Почтовое отделение было в Санюках, – рассказывает бывшая почтальонка. – Нагрузят мне полную сумку газет, журналов, писем… – и пошла разносить по Санюкам (а деревня-то на несколько километров раскинулась), Бобруйкам и Ульяновке. И пенсию разносила. Особенно трудно было в начале 90-х годов. Почтовая сумка с «белочками», «зайчиками» и «зубрами» еле застегивалась. А тяжелая была – плечо отрывала… Иду по дороге и боюсь, хоть бы никто не напал, не отобрал деньги, но Бог миловал… А зимой как заметет, занесет снегом дороги – ни пройти, ни проехать. Бывало, и на мотоцикле своем, и конем развозила по деревням почту. Хоть и трудно было, но вспоминаю то время с удовольствием. Когда выходила на пенсию, районный узел почтовой связи за хорошую работу наградил меня ковром. И сегодня не забывают, поздравляют с праздниками, на День пожилых людей денежную помощь, спасибо им, оказывают. Ведь так приятно, когда тебя помнят.
Дмитрий Силиверстович работал охранником на НПЗ, потом на военном заводе, который был расположен за Княжеборьем. Выйдя на пенсию, он полностью посвятил себя хозяйственным заботам. Во время нашего визита хозяин, как обычно, был занят повседневными делами: носил солому для подстила.
По словам хозяев, хоть и трудно держать хозяйство (здоровье часто подводит), но и отказаться от него нет сил.
– Работники мы никудышные, – с грустью говорит Лидия Нестеровна. – Дмитрий Силиверстович пять операций перенес, а вот без работы все равно сидеть не может. То во дворе, то в сарае что-нибудь да делает. Коня, корову подстелить, напоить, сена положить… – и так с утра до вечера. Если бы не сын Володя, то, наверное, не держали бы такое большое хозяйство. Но он нам помогает и сена накосить, и картошку скопать, и дрова заготовить…
Восхищает привязанность и любовь к труду этих простых сельских людей. Тяжелый груз крестьянских забот подорвал их здоровье, но не лишил желания трудиться на благо семьи – своих детей, внуков. Единственный сын Владимир на радость родителям вырос отзывчивым и трудолюбивым человеком. Живет он со своей семьей в городе Мозыре (работает на НПЗ), но каждые выходные приезжает в родные Бобруйки, чтобы помочь родителям по хозяйству.
Глядя на чистоту и порядок в доме и во дворе хозяев Герасименко, на их доброжелательность и радушие, убеждаешься в очередной раз в истинности народной мудрости: «Где труд, там и счастье».
Жанна Найман