… В середине июня 1943 года, во время массированного наступления немецких войск на партизанскую зону, местное население спасалось от немцев в окрестных лесах. В районе д. Беки, за речкой Желонь, немцы задержали на вырубках мою мать Миксюк Анну Адамовну, уроженку деревни Новое Высокое, которая в 1938 году вышла замуж и проживала в деревне Беки, а с 1940 года проживала с мужем на станции Словечно. Во время Великой Отечественной войны она с двумя малолетними детьми – Адамом и Марией – переселилась в д. Беки к своей свекрови (Миксюк Анне Ивановне).
Узнав от полицаев, что четверо сыновей Анны Ивановны вместе с моим отцом находятся в партизанском отряде, немцы на глазах моей матери расстреляли свекровь и несовершеннолетнего подростка – Якова Ивановича Потапенко из д. Потапы, с которым она пряталась в лесу. Мою мать вместе с двумя детьми немцы также намеревались расстрелять на месте. Но за нее заступился местный полицай из деревни Беки – Некрашевич Иван Сергеевич. Он поручился немцам, что знает Миксюка Ивана Тимофеевича, который якобы находится не в партизанском отряде, а на фронте. Мой отец (Миксюк И.Т.) действительно с первых дней войны был призван в армию и направлен на фронт. Под Смоленском оказался в окружении и попал в плен, но на другой день сумел бежать и вернулся в д. Беки. Впоследствии с двумя своими младшими братьями, Петром и Дмитрием, воевал в 10-м батальоне Украинского соединения генерала Сабурова.
Некрашевич И.С. достоверно знал, что мой отец находится с тремя родными братьями в партизанском отряде, т.к. в годы войны проживал в одном с ним бараке на станции Словечно и знал подробности их жизни в это время.
Мою мать оставили в живых и доставили ее на станцию Словечно.
Ее жестоко избивали и допрашивали, выясняя, где базируются партизаны, не давая при этом ей и детям ни пищи, ни воды. Зная, что все равно расстреляют, моя мать не выдала мест расположения партизан. На третий день, обессиленную от побоев и голода, с молчавшими уже малолетними двумя детьми, ее направили на подводе в Ельск, для дальнейших допросов в гестапо. Уже в Ельске возница помог ей бежать. Она сумела спастись. В послевоенные годы ее нашел муж, который служил к тому времени в НКВД в городе Тучине Ровенской области, куда забрал семью. В 1946 году в г. Тучине родился сын Николай. После смерти отца в Тучине в 1947 году мать с тремя детьми и беременная мною вернулась в родную сожженную с людьми деревню Новое Высокое, где уже в 1948 году родился и я.
Таким образом, Некрашевич И.С. спас не только мою мать и двоих детей, но и дал жизнь и еще двум детям, в том числе и мне, автору этих строк.
Степан Миксюк г. Минск