Главное – мир на земле

Общество

Феня Ярошевич из деревни Новая Рудня хорошо помнит, как вместе с соседскими детьми пряталась в лесу в годы немецко-фашистской оккупации, как вздрагивала от каждой сломанной ветки, как становилось невыносимо от мучительного чувства голода…


Пережив войну, постоянно державшую в страхе, мучавшую голодом и холодом, Феня Захаровна считает, что самое главное – это мир на земле, а самое ценное – простая человеческая жизнь с ее печалями и радостями.


Родилась она в 1923 году в небогатой крестьянской семье в деревне Загатье. Когда началась Великая Отечественная война, ей не исполнилось еще и восемнадцати. Девичьи мечты о личном счастье развеяли немецкие мотоциклисты, ворвавшиеся в деревню и установившие оккупационные порядки, согласно которым за малейшее неповиновение был расстрел. В Загатье оккупанты наезжали только затем, чтобы время от времени переписать скот, который потом изымали у населения, да молодежь для угона в Германию. Фенечке удалось избежать горькой участи, однако и ее семью не минула черная смерть…


– Летом 1942 года к нам в деревню прибежала испуганная окровавленная женщина, – вспоминает Феня Захаровна. – Плача и задыхаясь, она рассказала о том, что на рассвете фашисты ворвались в д. Копанка, согнали всех в сарай на краю деревни и подожгли. Вырвавшихся из пылающего сарая обезумевших людей безжалостно расстреливали и топтали лошадьми, не щадя никого, даже маленьких детей. Она  сказала, чтобы мы немедля бежали в лес, потому что каратели придут и в Загатье. Так оно и вышло. Фашистские нелюди сожгли и нашу деревню, убили двадцать пять моих односельчан…


Мы вместе с соседями спрятались в лесу, где жили больше недели (хорошо, что лето было). Отец по вечерам пробирался домой, чтобы покормить скотину. Однажды вместе с ним пошли и мои братья, родной и двоюродный. Назад они не вернулись: их убили немцы. Спустя какое-то время оставшиеся в живых вернулись на родные пепелища. Я осталась совершенно одна, не знала, как жить дальше. Спасибо тетке моей (маминой сестре), она забрала меня к себе, в Беки.


После войны я работала на стройке в Словечно. В 1954 году вышла замуж в Новую Рудню, где и живу до сих пор. До выхода на пенсию работала в колхозе. Вместе с мужем (он тоже в колхозе работал) вырастили двух сыновей. Один сын со своей семьей живет в Мозыре, а другой – в Иванове Брестской области.


Полтора года назад не стало моего хозяина (мы с ним хорошо жили). Осталась я одна. Правда, меня часто навещают дети и внуки. Какое-то время я жила у сына в Мозыре. Но все время думала о родном доме, о своих пушистых друзьях – котике и кошечке. Они у меня одни в хозяйстве остались…


Глядя на красивое, очень доброе лицо бабушки Фени, на чистоту и порядок в ее уютном деревянном доме, поражаешься жизнелюбию и здоровому оптимизму этой простой сельской женщины, столько пережившей на своем веку.


Ирина Дарина



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *