Ева Морозенко много лет бережно хранит семейные фотоснимки и фронтовые письма отца. Они никогда не видели друг друга, потому что 24 июня 1941 года он ушел на войну, а она родилась 18 января 1942-го.
Степан Антонович Шеда участвовал в освобождении Белоруссии и Прибалтики. Где бы он ни находился, в свободную минуту брал в руки химический карандаш и два листка бумаги, чтобы написать письмо домой, в деревню Шарин. Пожелтевшие от времени письма-треугольники начинаются с трогательного приветствия солдата: «Здравствуйте, милая, дорогая жена Лукерья, дорогая и милая дочь Ева, а также дорогие сестры и ваши дети, здравствуй дорогой отец и дорогая мать. Первым долгом хочу сообщить, что я жив-здоров, и вам желаю всего хорошего».
Число 24 стало роковым для семьи Шеда. 24 октября 1944 года Степан Шеда был убит. Его молодая жена Лукерья Трифоновна в 24 года стала солдатской вдовой.
С маленькой дочкой на руках в тяжелое голодное время она не пала духом, продолжала работать и, вопреки пришедшей похоронке, ждать мужа с фронта. Она часто перечитывала письма Степана, в которых он писал, что вернется с победой. И, несмотря ни на что, ждала его, так как очень любила мужа. Но встретиться вновь им не довелось…
– Моя мама прожила долгую и трудную жизнь, – вспоминает Ева Степановна. – Чего только она ни делала: заготавливала в лесу дрова (и для колхоза, и для себя), пахала землю, сеяла, косила… Более 20 лет проработала дояркой. Замуж больше она так и не вышла, хотя и очень красивой была, хозяйственной и работящей.
Продолжение читайте в газете «Народны голас».
Марина Сугак.