О третейском разбирательстве

Правовое поле

В 2011 году планируется принятие Закона Республики Беларусь «О третейских судах». Этот закон предполагает дальнейшее развитие и повышение эффективности применения в Республике Беларусь института досудебного третейского разбирательства, сокращение количества обращений в суды, обеспечение более широкого использования альтернативных способов разрешения споров между любыми субъектами права, определение правовых и организационных основ деятельности третейских судов в Республике Беларусь. Председатель хозяйственного суда Гомельской области Николай Данченко рассказывает о природе и порядке функционирования данного института:


– Третейский суд является одной из древнейших форм разрешения споров. По сути третейское разбирательство – это такой же способ защиты гражданских прав, как судебный процесс в государственном суде, однако принципиальное различие в природе их возникновения приводит к существенным отличиям третейского суда от государственного.


Третейское разбирательство обладает рядом неоспоримых преимуществ по сравнению с государственным судопроизводством:  во-первых, процесс решения споров в третейском суде носит более демократичный характер; во-вторых, количественный состав такого суда определяется соглашением сторон; в-третьих, рассмотрение споров в третейском суде носит конфиденциальный характер и не связано с жесткими процессуальными нормами.


Существующая в настоящее время в Республике Беларусь правовая база, регулирующая деятельность третейских судов, не привела к их широкому распространению. Наиболее известной действующей структурой такого рода является Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате.


Современный международный опыт в области третейских судов свидетельствует об их широкой популяризации. Так, на сегодняшний день в Российской Федерации действует около 600 третейских судов, в Украине – около 100. Еще более широко представлен этот механизм в западных странах: например, в США около 60 % экономических споров рассматривается третейскими судами, а в Германии 90 % всех договоров с участием немецких предприятий содержит третейскую оговорку или соглашение. Такие страны, как Польша, Литва и Латвия, привели свое национальное законодательство о третейских судах в соответствие с модельным законом Международного торгового арбитража от 1985 года.


В настоящее время правовой основой организации и деятельности третейских судов в Республике Беларусь является Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь, в частности, приложение 3 («Положение о третейском суде»). Отдельные вопросы, затрагивающие третейское разбирательство споров, регулируются также Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь.


23 июня 2010 года Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь был принят в первом чтении проект Закона Республики Беларусь «О третейских судах», внесенный Президентом Республики Беларусь.


Проектом Закона предусматривается закрепление правовых и организационных основ деятельности третейских судов, порядка третейского разбирательства и исполнения решений третейских судов, а также иных вопросов, связанных с деятельностью этих судов.


В первую очередь, законопроект направлен на расширение компетенции третейского суда и круга субъектов, которые могут заключить соглашение о передаче спора на разрешение третейского суда.


Законопроект определяет и требования, предъявляемые к третейским судьям. Так, третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 3-х лет. В случае коллегиального разрешения спора аналогичным требованиям должен соответствовать председатель состава третейского суда.


Решение третейского суда является окончательным и может быть обжаловано участвующей в деле стороной путем подачи в суд заявления об отмене решения третейского суда в течение 3-х месяцев со дня его получения. Предполагается, что решение третейского суда будет исполняться добровольно. Если должник не исполнил решения добровольно в установленный срок, то заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с заявлением о выдаче исполнительного документа.


Татьяна Петрухно.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *