Имя свое не запятнал. Сотрудничать с врагом отказался

Общество

Упорные, ожесточенные бои в первые дни июля 1941 года шли под Ельней. В составе 24-й армии в районе боевых действий находился и наш 10-й пехотный батальон. 19 июля войска противника захватили Ельню. Но дальнейшее наступление было остановлено, образовался своеобразный выступ (в военной истории его назвали «ельненский»), глубоко вдавшийся в советскую оборону, и создавалась угроза нашим частям на Вяземском направлении.


Войска 24-й армии неоднократно пытались выровнять фронт, но безуспешно. Потери были неимоверно велики. Только в нашем батальоне погиб каждый третий солдат, многие были ранены, контужены.


В один из июльских дней на бреющем полете над нашими траншеями пролетели два немецких самолета, на сей раз они не обстреливали, не бомбили, а сбросили сотни листовок. Мы их, конечно, прочли. На первой страничке были фотография человека и слова: «А вы знаете, кто это?» На обратной стороне листовки было написано: «Это сын Сталина – Яков Джугашвили, который в составе 14-го гаубично-артиллерийского полка, являясь командиром батареи, сдался в плен под Витебском. Сдавайтесь и вы, коль сын вашего заправши уже у нас».


В августе немецкие самолеты вновь разбросали множество листовок с фотографией Якова Джугашвили. В них говорилось, что вместе с тысячами других солдат и офицеров такая участь постигла и сына Сталина, который теперь сотрудничает с германским командованием. Для вождя, которому немедленно обо всем доложили, это был удар. На фронте неудачи, а тут еще история с сыном. Однако сам факт пребывания в немецком плену старшего сына Сталина отнюдь не свидетельствует против него.


А теперь коротко о самом Якове. В 1936 году он успешно окончил институт инженеров железнодорожного транспорта и получил направление на автозавод ЗИС (завод имени Сталина). Год спустя отец посоветовал Якову поступить в Артиллерийскую академию. Поскольку у слушателя Джугашвили уже было высшее образование (большая редкость по тем временам) его с первого курса сразу перевели на четвертый.


На второй день войны Яков Джугашвили уехал на фронт, даже не успев увидеться с отцом. Только позвонил по телефону. Сталин сказал ему: «Иди и воюй». Жена Якова, Юлия Мельцер, плакала целые сутки после ухода мужа.


…Какова же дальнейшая судьба Якова Джугашвили? По некоторым данным сначала Яков был помещен в лагерь у Хаммельбурга в Баравии, а весной 1942 года переведен в лагерь в районе Любека. В феврале 1943 года за отказ участвовать в антисоветской пропаганде после поражения немцев под Сталинградом пленника по личному приказанию рейхфюрера Гиммлера отправили в конц-лагерь Заксенхаузен в 20 километрах от Берлина.


14 апреля 1943 года охранник Конрад Харфих заводил заключенных в барак. Неожиданно Яков Джугашвили с криком «Часовой! Стреляй!» бросился на проволочное заграждение, находившееся под током. Харфих попытался его остановить, но узник уже схватился за проволоку. Тогда охранник выстрелил ему в голову…


В те дни по линии Красного Креста велись активные переговоры об обмене Якова Джугашвили на немецкого фельдмаршала Паулюса, попавшего в плен под Сталинградом. Советская  пропаганда утверждала, что Сталин категорически отказался от такой возможности, заявив: «Я фельдмаршала на старшего лейтенанта не меняю!»


Впоследствии жена Якова была обвинена в шпионаже в пользу Германии. Полтора года Юлия Мельцер провела в Куйбышевской тюрьме. Ее освободили только после того, как пришло известие о гибели Якова. Юлия Мельцер вышла из тюрьмы совершенно седая. Она вернулась в Москву, но долгое время не могла видеться с дочерью. Лишь после войны Сталин, очень любивший внучку, разрешил встречаться Юлии и Галине.


Да, в плен Яков Джугашвили попал. Но Родину не предавал и присяге не изменял. В 1977 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Якова Иосифовича Джугашвили наградили орденом Отечественной войны І степени посмертно. Указ был по каким-то причинам закрытым, и общественность о нем ничего не знала. Однако в любом случае это, хотя и запоздалое, но все же признание того факта, что старший лейтенант Джугашвили, оказавшись в силу обстоятельств в руках врага, не запятнал свое имя.


Моисей Дворецкий,
участник боев под Ельней, ветеран Великой Отечественной войны.


 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *