Ранее нотариат не знал такого нотариального действия, но со вступлением с 1.09.1999 года в действие нового Кодекса о браке и семье в нотариальной практике появился новый вид договоров – договор суррогатного материнства. И если о брачном контракте наши граждане имеют хоть какое-то представление, то договор суррогатного материнства – новшество и для вас, и для нас, нотариусов. В данной публикации я постараюсь познакомить наших читателей с правовой природой и некоторыми важными аспектами данного договора. Итак, уважаемые читатели, договор суррогатного материнства.
Согласно статье 53 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, суррогатное материнство – это основанная на договоре имплантация эмбриона, вынашивание и рождение женщиной (суррогатной матерью) ребенка, зачатого из яйцеклетки, изъятой из организма другой женщины (генетической матери), если вынашивание и рождение ребенка генетической матерью физиологически невозможны или связаны с риском для ее жизни и (или) жизни ребенка. Данный договор имеет две стороны: суррогатная мать с одной стороны и генетическая мать с другой. Обязательным условием данного договора является факт, что вынашивание и рождение ребенка генетической матерью физиологически невозможны или связаны с риском для жизни генетической матери и (или) ребенка. Перечень показаний и противопоказаний к суррогатному материнству, являющийся основанием для заключения договора, утвержден Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14 сентября 2006 года № 71 «Об утверждении перечня медицинских показаний и противопоказаний к суррогатному материнству, порядок и объем медицинского обследования суррогатной матери, генетической матери и их супругов».
Договор суррогатного материнства заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. При этом лица, состоящие в браке, заключают договор суррогатного материнства при наличии надлежаще оформленного согласия своих супругов. Существенными условиями данного договора являются:
– оказание одной женщиной (суррогатной матерью) другой женщине (генетической матери) услуги по имплантации эмбриона, вынашиванию и рождению ребенка, зачатого из яйцеклетки, изъятой из организма генетической матери;
– указание организации здравоохранения, в которой будет происходить имплантация эмбриона суррогатной матери, наблюдение за течением ее беременности и роды;
– обязанность суррогатной матери выполнять все предписания врача и представлять другой стороне информацию как о своем состоянии здоровья, так и о состоянии здоровья вынашиваемого ребенка;
– место проживания суррогатной матери в период вынашивания ребенка;
– обязанность передать ребенка после его рождения генетической матери и срок передачи;
– цена договора, т.е. вознаграждение за оказываемую суррогатной матерью услугу по вынашиванию и рождению ребенка, что не исключает возможности оказания данной услуги безвозмездно;
– расходы на медицинское обслуживание, питание, проживание суррогатной матери и пр.
Как правило, при заключении договора суррогатного материнства у сторон отсутствуют медицинские документы, подтверждающие наличие медицинских показаний к суррогатному материнству, что не является препятствием для заключения договора.
В этом случае договор заключается под отлагательным условием и вступает в силу с момента получения заключений организации здравоохранения о наличии медицинских показаний.
При заключении договора суррогатного материнства нотариус разъясняет сторонам все правовые последствия данного соглашения. В частности, что матерью ребенка, рожденного суррогатной матерью, признается его генетическая мать. Учитывая специфику договора, обе стороны должны понимать, что добровольно принимают на себя определенные обязательства. Так, на суррогатной матери лежит обязанность после вынашивания и рождения ребенка в срок, установленный договором, передать ребенка генетической матери, при этом она не сохраняет никаких прав и обязанностей по отношению к ребенку, которого родила. При этом генетическая мать обязуется принять такого ребенка даже в случае выявления у ребенка каких-либо отклонений, а также оплатить услуги по вынашиванию и рождению, если договором не установлено иное. При регистрации рождения ребенка установлению подлежит как материнство, так и отцовство ребенка. Согласно статье 53 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, отцом ребенка, рожденного суррогатной матерью, признается супруг генетической матери. Если же генетическая мать не состоит в браке, регистрация рождения ребенка производится в соответствии со статьей 55, что в дальнейшем не исключает установления в отношении этого ребенка отцовства. Также особенностью заключенного договора является тот факт, что суррогатная мать, генетическая мать, а также их супруги, согласие которых было истребовано при заключении настоящего договора, не вправе оспаривать материнство и (или) отцовство ребенка, рожденного суррогатной матерью, за исключением случаев, когда имеются доказательства того, что суррогатная мать забеременела не в результате имплантации эмбриона.
К договору суррогатного материнства можно относиться по-разному. Однако очевидно одно: для некоторых родителей суррогатное материнство – это единственная возможность иметь ребенка. Есть много женщин, которые, несмотря на дорогостоящее лечение, так никогда и не познают радость материнства, но есть и такие, которые недосягаемую мечту первых расценивают как временное неудобство и легко избавляются от нежелательной беременности.
Дорогие женщины, в первую очередь, вы – матери, а потом уже врачи, педагоги, юристы. Пройдет молодость, сменятся жизненные приоритеты, а вместе с ними и таблички на ваших кабинетах тоже сменятся. И на ваше место придут другие, такие же молодые и амбициозные. И что вы оставите после себя в этом мире?
Наше продолжение – в наших детях. Так дайте им шанс, пусть они родятся! Очень может быть, что тогда нашим женщинам не понадобятся подобного рода услуги суррогатного материнства.
Ж. Морозова,
заведующий Государственной нотариальной конторой
Ельского района.