Не за горами День знаний. По установившейся традиции в первый день сентября с ритуала первого звонка начинается новый, а для кого-то и первый учебный год. Важный момент в жизни первоклассника – торжественная линейка, знакомство с учителем, одноклассниками. Но за праздниками идут будни, а за 1 сентября – уроки.
В первый месяц обучения в школе организм ребенка испытывает нагрузку, схожую по интенсивности и напряженности с экстремальными ситуациями для хорошо тренированного взрослого человека. В этот период организм ребенка расходует все свои ресурсы.
Чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо приучать детей к режиму дня и соблюдению санитарно-гигиенических норм. Благоприятный семейный микроклимат также оказывает позитивное влияние на адаптацию ребенка к школьной жизни. Необходимо формировать у детей не боязнь трудностей, а стремление не пасовать перед ними, разрешать их самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослых. Это поможет ребенку управлять своим поведением в школе.
В 6-летнем возрасте ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать.
Как в этом помочь своему ребенку? Психологи советуют всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок, так как общение с родителями – огромная радость и ценность для ребенка. К сожалению, родители часто отмахиваются от надоевших вопросов. Беседа с ребенком должна быть простой и не слишком длинной. Просите ребенка пересказать фильм или прочитанную книгу. По возможности оградите ребенка от просмотров взрослых фильмов. Такие фильмы только засоряют его сознание. Полезны разные игры, особенно ценно, когда в играх участвуют сразу несколько детей. Ребенок моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации: в одних – он лидирует, в других – подчиняется, в-третьих – осуществляет совместную деятельность с другими детьми и взрослыми.
Первый год обучения определяет порой успеваемость ребенка в течение всей школьной жизни. Первоклассник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.
Начало школьного обучения для каждого ребенка сопровождается сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие изменения в его жизнь. Дети испытывают не только чувства радости, гордости или удивления по поводу происходящего в школе, но и тревогу, растерянность, напряжение.
Некоторые первоклассники ведут себя шумно, кричат, носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут дерзить учителям, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, не слышат, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут.
У части учеников нарушается аппетит, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей.
В первые дни (недели) у ребят снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, иногда повышается температура, обостряются хронические заболевания.
Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть и такие, у кого этот процесс затягивается. Наблюдения за первоклассниками показали, что психосоциальная адаптация может проходить по-разному.
Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых 2-3 месяцев обучения. Другим детям (примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия отдавать предпочтение игровой деятельности, не сразу соглашаются выполнить требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей могут быть трудности в усвоении учебных программ.
В каждом классе есть примерно 15% ребят, у которых адаптация проходит болезненно и длительно (до одного года). Они отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно эти дети становятся в классе изгоями, что вызывает у них новую реакцию протеста, проявляющуюся в дезадаптивном поведении. Это, в свою очередь, ведет к серьезным последствиям для них, вплоть до невозможности получить полноценное образование и найти свое место в жизни.
Таким образом, период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок к овладению учебной деятельностью.
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существенную роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка.
А нужда в родительской любви – поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Только при уверенности в родительской любви внутренний мир ребенка будет находиться в душевном спокойствии.
И. Шинкарчук, методист районного учебно-методического кабинета.