Путешествие к Байкалу Анатолия Соловьева, хирурга Ельской ЦРБ, началось утром 12 июня. Больше 14000 километров за 33 дня он проехал на своем мопеде. Пересек самые большие реки Сибири – Енисей, Иртыш, Лену. И в дороге, 22 июня, отпраздновал свое 66-летие… Как путешествовать на мопеде, о новых знакомствах, интересных открытиях и не только рассказал Анатолий Николаевич журналистам «районки».
«Китайца» украшают сувенирные наклейки из путешествия
– Сейчас на спидометре уже 15891 км. От Ельска до Байкала – примерно 7000 км. Из всех 33 дней моего путешествия, только 7 дней я не был в дороге, – с удовольствием о каждой детали поездки рассказывает Анатолий Соловьев. – В г. Нижнеудинске Иркутской области пытался переждать 3 дня дождь, который лил без остановки, но так и не дождался – уехал в плохую погоду. Конечно, на самом Байкале 2 дня отдыхал, купался в теплой воде. Ну и в Куйтунском районе Иркутской области было наводнение, очень сильно затопило (по всем новостям передавали), и за 70 км от города перекрыли дорогу, поэтому мы с другими водителями пару дней вынуждены были разбить лагерь и ждать.
Маршрут Анатолий Николаевич изначально запланировал грандиозный: Ельск – Гомель – Брянск – Орел – Елец – Липецк – Тамбов – Пенза – Тольятти – Уфа – Златоуст – Челябинск – Курган – Ишим – Омск – Татарск – Куйбышев – Новосибирск – Кемерово – Мариинск – Ачинск – Красноярск – Тайшет – Иркутск – Байкал (г. Слюдянка). Однако дорога внесла свои коррективы…
Они выдержали, и я смог…
– Как я решился на это дальнее путешествие? Просто время уходит, здоровье тоже, а Байкал увидеть своими глазами очень хотелось, это моя мечта с детства, – признается Анатолий Соловьев. – Первые мысли о поездке появились еще весной. Родные, конечно, поддержали, хоть и переживали очень. И время получилось отличное – можно сказать, что мое путешествие посвящено 75-й годовщине освобождения Беларуси от фашистских захватчиков, как бы пафосно это ни звучало. Дед был партизаном, второй дед тоже в армии служил, отец в эвакуации подростком всю войну проработал и медаль «За доблестный труд» получил. Поэтому этот праздник я вообще считаю одним из самых лучших, потому что не было бы той победы – неизвестно, где бы мы были и вообще были бы…
Так если наши деды, отцы смогли выдержать все испытания тех лет, а я в спокойное время чего-то не смогу? Тоже выдержал дальнюю поездку на мопеде в своем возрасте и очень рад, что так символично в это время получилось. И на удивление – отлично себя чувствовал всю дорогу! Это уже когда домой приехал, так начало побаливать то одно, то другое… А в пути у меня все было отлично. Просто получал удовольствие от каждого момента и каждого дня в дороге.
Случайностей не бывает
– Когда уже близко был к Байкалу – пропустил нужный поворот и на 120 км в сторону уехал, – вспоминает Анатолий Николаевич. – И это к лучшему оказалось – хоть реку Лену увидел (входит в десятку крупнейших рек в мире). Поэтому все не случайно!
Изначально планировал ехать в Слюдянку (город, расположенный на западной стороне о. Байкал). Оказалось, там на местности много гор, дорог толковых нет (камень, щебень) и много частных домов, поэтому вообще было бы сложно подъехать к озеру. Хорошо, добрые люди посоветовали ехать на Ольхон (крупнейший остров о. Байкал). Ольхон называют сердцем Байкала – красивейшее место. Этот остров еще считается центром шаманизма Центральной Азии, есть много мест, где поклоняются духам.
Байкал прекрасен в своем величии. Эти шикарные пейзажи, впечатления еще долго буду вспоминать и переживать…
Анатолий Николаевич на фоне Байкала
«Китаец» не подвел!
– Техника не подводила в дороге – отличный мопед китайского производства. Каждый день проезжал по 400–500 км: утром в 4–5 часов вставал, потом горячий кофе – для бодрости, и в путь. Если дул ветер, то ехал со скоростью не больше 60 км/ч, если хорошая погода – до 70 км/ч разгонялся. Расход бензина – на 100 км примерно 2 литра выходит. С собой на всякий случай всегда была трехлитровая канистра.
По двигателю вообще никаких проблем не было, единственное – 5 колес в дороге проколол, приходилось менять. С собой брал запаску, но и в дороге очень люди помогали! Без помощи, конечно, пришлось бы нелегко…Например, парень Кирилл с Алтая сам остановился, когда увидел, что я на дороге стою, проколол камеру. У него бус, предложил кофе сделать, а сам уехал и больше часа искал шиномонтаж, чтобы починить мне колесо. Военные (до того как сам себе купил компрессор) тоже помогали накачивать колеса. В дороге, на удивление, встречались только отзывчивые люди!
Белорус – в центре внимания
– Вообще мопед с белорусскими номерными знаками на российских дорогах вызывает постоянный интерес у окружающих! – с улыбкой вспоминает Анатолий Соловьев. – Россияне, иностранцы останавливались, фотографировались со мной и моим «китайцем». Швейцарец подходил, самому 70 лет, ехал в Монголию. С французом сфотографировался (тоже в Монголию ехал). И с американцем из Кентуки на Байкале познакомился.
А профессиональные байкеры останавливались и откровенно были в шоке, что на такое дальнее расстояние решился поехать на своем мопеде. А я им в ответ говорю: а что у вас за интерес ехать? Скорость за 150 км/ч, сами в скафандрах – никакой красоты кругом не видите, никакого удовольствия от поездки…
Интересно, что больше 10 раз останавливали и сотрудники российской Госавтоинспекции, но как только узнавали, что белорус едет на Байкал – даже не смотрели документы. Очень приятные ребята попадались, все интеллигентные, с высшим образованием. Искренне желали чаще отдыхать, крепкого здоровья и счастливого пути!
И фуры согревали по пути…
– Погода на время путешествия, к сожалению, подвела – часто были дожди, ветер. Всю одежду, что взял почти случайно из дома (потому что когда выезжал из Ельска, была жара 30 градусов) – сразу надел на себя. Когда дождь идет, будешь ехать или стоять – все равно ж промокнешь, поэтому я ехал. Промокну, ветром обдует – обсохну, а когда фуры мимо проезжали – был счастлив, потому что согревался потоком теплого воздуха от них. Но настроение, несмотря на погоду, всегда было шикарное! И никакой простуды…
Придорожный сервис в России отлично развит, хорошие условия по приемлемой цене. Везде душ, чистое белье, горячая вода. Самый дорогой ночлег – до 1000 рос. рублей, в среднем ночлег мне обходился в 500–700 руб., хотя бывало и за 300 руб. И в палатке ночевал, совсем нестрашно было и нехолодно. Брал 2 спальника: на одном спал, а вторым накрывался. Кстати, на свежем воздухе в палатке даже лучше высыпался и отдыхал, чем в гостинице.
Ел в придорожных кафе, закусочных. Очень вкусная еда, прямо как домашняя. Чистота везде, все уютно, огромный выбор в меню. Не ожидал, что порции большие. В первый раз заказал так много, что осилил только половину, наелся! Очень понравилась российская солянка, часто заказывал. Цены отличные. До 8–10 бел. руб. действительно сытный обед выходит. Брал с собой горелку, поэтому и в дороге всегда мог себе макароны заварить, чай или кофе сделать – голодать точно не планировал.
Побольше бы таких людей
– Самым большим открытием в путешествии для меня стали люди, – признается Анатолий Николаевич. – Такое доброжелательное отношение, живой интерес к чужому человеку и его проблемам, забота, готовность помочь всегда и во всем. Если честно, не ожидал такого…
Когда уже с Байкала возвращался домой, в Чановском районе Новосибирской области подошел мужчина – Владимир. Разговорились, оказались с ним одногодками. Рассказал, что неподалеку у них есть горько-соленое озеро Карачи (курорт федерального значения), своими целебными свойствами известно далеко за пределами России: лечебная грязь со дна озера, рапа – соляной раствор озера. Все едут отдыхать туда и лечиться.
Предложил заехать, покупаться, отдохнуть, и заодно суставы мои подлечить. Мне спешить было некуда, согласился. Сначала планировал палатку поставить на берегу, но Владимир пригласил к себе. Оказалось, у него квартира трехкомнатная в районном центре Чаны.
Озеро Карачи – очень большое, и не тонешь в воде вообще. Грязь черная, липкая, и запах сероводорода. Мы купались 40 минут, а потом вышли на песок – он влажный, горячий, как будто на печи у бабушки сидишь…
Я когда на мопеде еду, то ноги постоянно прижаты, естественно, отекают. Утром от отеков не осталось и следа! Хотя за ночь они никогда не проходили.
А еще Людмила (жена Владимира) дала в дорогу дождевик. Честно говоря, не хотел брать, но он действительно меня спас: в дождь и ветер в нем было тепло ехать, так до самого Ельска и грелся.
Приехал домой, а они мне уже звонят, волнуются, доехал ли я до дома и все ли хорошо. Казалось бы, абсолютно незнакомые люди… Побольше бы таких людей!
Нам проигрывать нельзя
– Этим летом скорее всего мои путешествия на мопеде продолжатся, – загадочно говорит Анатолий Соловьев. – Ко мне из Сочи в гости приехал друг детства, одноклассник, Иван Гуд (уроженец Ельского района, уехал в 1971 году из Ельска). Отдохну немного, и, наверное, в августе махнем к нему в Сочи. Но каждый на своем транспорте – у него свой четырехколесный друг, я своего «китайца» ни на что не променяю!
О планах на другие путешествия сейчас не буду говорить, потому что планы у меня есть всегда (улыбается). Но я не люблю о них заранее рассказывать, потому что вдруг что-то не получится. А если не получится – значит, проиграл. А нам проигрывать нельзя! Ведь наши деды победили, и мы этим гордимся до сих пор. Поэтому время покажет, когда смогу с вами поделиться своими новыми победами.
Алина Буравкина
Беседа с Анатолием Соловьевым на нашем YouTube-канале (в конце видео — эксклюзивные кадры из видео-дневника путешественника):